ВНУТРИГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ПАРНАС
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти    










История формирования территории МО МО “Парнас”.

Башкиров Константин Сергеевич.

Исторически территорию современного муниципального образования Парнас можно разделить на две части. Во-первых, это земли к северу от современной железнодорожной ветки Парголово - Ручьи- ,то есть, собственно промзону “Парнас” и земли к югу от железнодорожной ветки, на которых в 1970-1980-х годах были построены жилые кварталы.

Общее в историческом прошлом то, что в XVIII- XIX веках земли, на которых ныне расположено муниципальное образование Парнас относились к мызе Парголово, принадлежащей Шуваловым. Границы владений, относившихся тогда к различным усадьбам обозначены на “Карте Санкт-Петербургской губернии онагож уезда захватывающего части и протчих уездов принадлежащих … “, датируемой 1792 годом, хранящейся в Российском Государственном Историческом Архиве (см. рис. ниже).

карта_1792_года.jpg

Окрестные земли были высочайше пожалованы Шувалову в 1726 году. Он тут же переселил сюда крепостных из суздальских имений. Так, на берегу Нижнего озера появилось село Суздальское. В начале XIX века Парголовское имение перешло в руки А. И. Шувалова- племянника известного государственного деятеля России XVIII века, президента Академии художеств И. И. Шувалова. Новый хозяин также отличался изысканным вкусом, при нем был построен дворец и разбит парк.

Владельцы усадьбы: Петр Иванович Шувалов (1711-1762) - происходил из дворянского рода, известного с XVI века. В ноябре 1741 года принимал участие в дворцовом перевороте и возведении на престол императрицы Елизаветы Петровны. 5 сентября 1746 года был возведен с нисходящим потомством в графское Российской Империи достоинство и ему была пожалована Парголовская мыза со всеми деревнями и угодьями- земли к северу от Поколонной горы общей площадью 8621 десятин 870 квадратных сажень (Алесандрова Е. Л. Старинные крепости на севере Санкт-Петербурга. Из топонимики Парголово и его окрестностей //Новый топонимический журнал. 2009. N 3). По своему значению и деятельности он занимал одно из первых мест среди российских сановников. Особенно плодотворным было руководство Шуваловым артиллерией в русской армии: он значительно расширил артиллерийский парк, способствовал его качественному обновлению за счет им изобретенных и усовершенствованных орудий. Наибольшую известность получили так называемые «шуваловские» гаубицы и единороги. Они выгодно отличались от прежних типов орудий легкостью и маневренностью и были пригодны для операций в труднодоступных местах; их высокие качества были оценены в сражениях русской армии в Пруссии в Семилетней войне (1756-1762). П. И. Шувалову посвящены поэтические строки М. В.Ломоносова:

«Нам слава, страх врагам в полках твои огни; Как прежде, так и впредь: пали, рази, гони. С Елизаветой - Вот и храбрость генералов, Российска грудь - твои орудия, Шувалов!»

К концу жизни, в 1761 году, П. И. Шувалов был произведен в генерал-фельдмаршалы.

При нем в усадьбе был построен Белый дом (Малый дворец), разбит Нижний регулярный парк: насыпана гора Парнас, вырыты пруды под горой.

Андрей Петрович Шувалов (1744-1789) - действительный тайный советник. Был Санкт-Петербургским предводителем дворянства, почетным членом Академии художеств. «В силу своих талантов Шувалов был незаменим в сфере придворной учености и литературы, процветавших при императрице Екатерине II: он правил французские письма императрицы, был душой придворного общества, от скуки занимавшегося переводами французских авторов. Главным его талантом было составление «очень милых французских стихов». Был в хороших отношениях с поэтами и писателями - М. В. Ломоносовым, Г. Р. Державиным, Н. И. Новиковым, Д. И. Фонвизиным. При А. П. Шувалове продолжалось обустройство усадьбы.

Павел Андреевич Шувалов (1777-1823), генерал-адъютант Александра I.

Участвовал в итальянских и швейцарских походах А. В. Суворова, в Отечественной войне 1812 г., в заграничных походах 1813-1814 гг. Сопровождал отрекшегося от престола Наполеона I на остров Эльба.

Он разработал систему мероприятий благоустройства усадьбы, но не успел их осуществить.

Варвара Петровна Шувалова (1796-1870), вдова П. А. Шувалова, и ее второй муж - церемониймейстер императорского двора Николая I - Адольф Антонович Полье (1795-1830).

При них был создан Верхний пейзажный парк по проекту садовода П. И. Эрлера. После смерти А. Полье над его могилой был построен склеп и рядом с ним возведена церковь святых Петра и Павла.

Андрей Павлович Шувалов (1816-1876) участвовал в многочисленных военных экспедициях, заслужил солдатский Георгиевский крест. Служил в одном полку с М. Ю. Лермонтовым, стал портретным прообразом для создания портрета Печорина в романе «Герой нашего времени». Был предводителем дворянства С. -Петербургской губернии, гласным Городской думы.

При нем был перестроен Белый дом (Малый дворец).

Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова (1845-1924), дочь А. П. Шувалова, жена генерал-адъютанта И. И.Воронцова- Дашкова - личного друга императора Александра III.

При ней в усадьбе были построены Большой дворец и Конный корпус, перестроен Белый дом (Малый дворец).

Шуваловский усадебный парк создавался на месте естественного лесного массива, на протяжении 100 лет - с середины XVIII века до середины XIX. Парк состоит из двух частей: Нижнего парка и Верхнего парка, более позднего по времени.

Герб графов Шуваловых приведен в XII части “Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи, начатого в 1797 году” (Л. 13): “В червленом щите серебряный скачущий единорог с золотыми глазами, рогом и копытами, черная глава щита разделена серебряным стропилом обремененным тремя черными гранатами с червлеными пламенами и сопровождаемым тремя серебряными о пяти углах звездами. Щит украшен графской короною и тремя графскими шлемами, из которых два первых коронованы. Нашлемники: средний черный Императорский орел с червлеными глазами и языками и золотыми клювами и когтями, коронованный двумя золотыми же Императорскими коронами; второй - серебряный возникающий единорог, с золотыми глазами, рогом и копытами; третий- черная, украшенная золотым Императорским орлом и тремя страусовыми перьями, Лейбкомпанская шапка, между двух черных орлиных крыльев, обремененных каждое тремя серебряными о пяти лучах звездами. Намет середняго и третьяго шлемов черный с золотом, втораго шлема червленый с серебром. Щитодержатели: серебряный с золотыми глазами, рогом и копытами единорог и серебряный с золотыми глазами и языком гриф. Девиз: “За верность и ревность” серебряными буквами на червленой ленте” (см. рис. ниже).

Герб Шуваловых.jpg


К 1868 году относится возникновение Ново - Парголовской немецкой колонии на землях, относившихся тогда к Парголовскому имению (Три века Санкт-Петербурга: Энциклопедия в трех томах. СПб. 2006. Кн. 5 (XIX век). С. 78).

В книге (автор- В. Л. Некрасова) “Путеводитель по северным окрестностям Ленинграда. Финляндская и Приморская железные дороги. Пособие для краеведов, экскурсантов и учащихся” (Л. 1927. С. 34) сказано: “В центре парка находится гора Парнас, искусственно насыпанная руками крепостных. Уступы горы были обсажены сиренью, а на вершине еще недавно была беседка и скамейки, но теперь все это разрушено. Под горой – несколько искусственных выкопанных, довольно глубоких проточных прудов, уровни которых находятся на различной высоте. Все они составляют фигуру похожую на треуголку Наполеона”.

Слово “Парнас” связано с древнегреческой мифологией и означает место обитания бога Аполлона и муз и в переносном смысле означает содружество поэтов. Географически Парнас - горный массив в Греции. Вначале на территории современного Санкт-Петербурга слово “Парнас” появилось впервые в XVIII веке, когда в Царском Селе (Александрийский парк в современном городе Пушкине) устроили насыпной холм, как парковое украшение. В середине XVIII века еще один насыпной холм Парнас высотой 61 метр появляется и на территории владений графа П. Шувалова в парке (Глезеров С. Е. Санкт-Петербург от А до Я исторические районы. СПб. 2005. С. 131). Сюда приезжали дачники и отдыхающие любоваться восхитительным закатом солнца. На вершине горы была устроена специально огороженная площадка со скамейками.

Вид.jpg

Вплоть до 1940 г. (начала строительства соединительной ветки железной дороги) практически вся территория современного МО МО Парнас представляла собой сплошные болота в дореволюционное время относившиеся к мызе Парголово. Это подтверждает картографический материал, хранящийся в фондах Российской национальной библиотеки.

Другое название Шуваловского торфяника- Черная Гора, происходит от выпуклого среди других болот, возвышающегося рельефа, которым он обладает и мрачного, издали красноватого сфагнового ковра, покрытого низкорослой сосной и карликовой березой среди обширной местности, занятой пашнями и заболоченными лугами. Площадь торфяника достигает 8 квадратных километров, не считая заболоченных лугов, которые примыкают к нему. В северной его части на высоте 32,87 метра над уровнем моря- озеро Муна- Ярви (в переводе с финского- “Круглое озеро”).

Озеро Муна-Ярви.jpg

В последней четверти XIX века начались научные исследования этой местности. Ученый Г. И. Танфильев в “Трудах Вольного Экономического Общества” за 1887-1889 год дает краткое описание этого торфяника и пытается разгадать историю его возникновения. В 1897 году он снова описывает Шуваловский торфяник в статье “Торфяники Петербурга и его ближайших окрестностей” в сборнике “Торфяное дело” издания Соловьева.

В конце 1890-х - начале 1900-х годов предприимчивыми владельцами усадьбы Парголово на местном болоте начинается добыча торфа – здесь появились паровички и вагоны, узкоколейная железная дорога и был нарушен западный склон торфяника.

В 1900 году профессор В. Алексеев в Петербургской горнозаводской лаборатории производит анализ образцов торфа из Парголовского имения бывш. кн. М. А. Воронцова гр. Шувалова и приходит к выводу о том, что Шуваловский торфяник является наилучшим по малому содержанию в нем зольных веществ, и он может сильно конкурировать с известным Ириновским месторождением. Начиная с 1906 года, торфяник изучался профессором С. Н. Сукачевым, а в 1914 году им по заданию Докучаевского почвенного комитета была предпринята научная командировка, в которой приняли участи студенты Лесного института. Результаты исследований в 1914 году были представлены на заседании Докучаевского почвенного комитета, на следующий год - в Ботаническом кружке Лесного Института, а полное сообщение о строении и развитии Шуваловского торфяника было сделано в 1922 году на заседании Русского Ботанического Общества при Академии Наук.

В статье (автор - Доктуровский В. С. ) “Экскурсия на торфяное болото. Шуваловский торфяник”, опубликованной в журнале “Экскурсионное дело” (1921. |N 1. C. 69-84) и написанной в мае 1918 года есть упоминание, что торфяной завод уже работал несколько лет тому назад на шуваловском торфянике. По дате написания статьи можно установить, что имеются ввиду дореволюционные годы начала XX века. С мая 1918 года на шуваловском торфянике производилась резка торфа лопатами, а с 1919 года - вновь машинами. Значительные разработки 1918-1920-х гг. несколько изменили картину местности и дали обнажения слоев торфа. Торфяник был примечателен тем, что по отложившимся слоям песка торфа можно было представить историю края с десятого тысячелетия до н. э. Проведение узкоколейной дороги на торфяник сопутствовало находками старинного оружия и захоронений, относящихся к петровскому времени. По преданию тогда здесь проходили бои со шведами.

В 1918 году Шуваловский торфяник был подчинен организации Ленгосторрфа Народного Комиссариата Топливной промышленности.

О трудностях в развертывании работ на болоте видно из “Отчета о разработке Шуваловского торфяника за первое полугодие 1919 года” (ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 3. Д. 179. Л. 3): “Организация подготовительных работ по добыче торфа на разработке началась в марте текущего года. К началу работ совершенно не имелось помещения для рабочих и служащих, т. к. старое помещение, занимаемое разработкой, к концу февраля не соответствовало нуждам. Ввиду этого, после обращения в Муринский волостной Совдеп было отведено помещение под контору и помещение разработки- дачи Логинова в поселке Бугры, занимаемые разработкой в настоящее время. В начале марта был произведен необходимый ремонт дач, сделаны нары для рабочих. Ввиду неуверненности получения продуктового пайка из петроградского уездного продкома, который является крайне скудным, а также призыв в ряды Красной армии, все это не дало возможности разработке выписать специальные артели торфяников и сушильщиков на торфяное болото. Пришлось прибегнуть к помощи местного населения и биржи труда. С этой целью были посланы в биржу труда и местный сельский и волостные советы отношения с предложением записываться на работу по добыче торфа. К концу апреля стали стекаться рабочие на болото из деревень Карбасельки, Мурино и немного из биржи труда. Недостаточный паек заставил некоторых через несколько дней уйти с работы. В конце апреля была начата корчевка и рытье канав. На рытье канав работали землекопы, приехавшие из Витебской губернии и Гдовского уезда, из которых в настоящее время работает только 1 человек. На основании опыта прошлого года, в целях поднятия продуктивности труда, был увеличен хлебный паек рабочих, вследствие этого результат незамедлил сказаться. Так, резчик стал вырезать до 3500 плит в день. Призыв в ряды Красной армии не дал возможность получить необходимого количества резчиков. Т. к. декрет о предоставлении отсрочек торфяникам застал на болоте человек 10 призывного возраста, которые и были взяты на учет. Резка относка перекладка плиток производилась сдельно, укладка в штабеля - поденно. Часть полученных семян из уезпродкома была посеяна на скоро организованном огороде (ввиду имевшегося малого количества времени), который дал уже положительный результат. Имеются уже почти готовые морковь, свекла, прочие приправы в небольшом количестве. Сенокос и уменьшение пайка ввиду отсутствия запасов на складе уездпродкома задержали работу по перекладке торфа в колодцы и укладку штабелями. На продуктивность труда сильно влияли недостаточность питания рабочих, призыв в Красную армию. Но все- таки нельзя не отметить, что по сравнению с прошлыми годами настоящее полугодие дало положительные результаты: так резчик в 1918 году вырезал 500-1000 плит, а в текущем году средняя выработка составила 3000 плит. За время с 13 марта по 1 июля проведены следующие работы: приспособлены дачи для рабочих, под контору и служащих, разработки, под которые были сделаны следующие исправления в домах: исправлены все старые двери в домах, наслано 40 кв. сажень полов, произведен мелкий ремонт, построена кладовая и обшита досками для продуктов и инструментов, сделаны 5 обеденных столов, 32 скамейки в кухне, столовой на болоте, произведены мелкие плотничные работы-- сделаны рамки для укладки в штабеля воздушного сухого торфа, козлы для подноски торфа, изготовлены 150 топорищ, сделаны ручки для лопат и прочее. Сплитовано 13500 кв. сажень. Скорчовано 1300 кв. сажень. Вырыто 400 пог. Саж., осушенных верховых канав до глубины 2 ар. 300 п. Саж. Открыто новых карьеров- 400 п. Саж”.

В Акте от 24 июля 1919 года обследования шуваловских тофяных разработок (правление- поселок Бугры близ станции Шувалово Муринской волости Петроградской губернии ) сказано: “Работы производятся кустарным резным способом со средней производительностью около 55000 плиток в день. Работает на болотах в среднем около 160 человек, заработная плата по преимуществу сдельная- по 40 рублей с одной тысячи вырезанных плиток, работающим подневно выплачивается взрослым по 35 и подросткам по 25 рублей. Кроме денег выплачивается лицам, работающим подневно и сдельно продуктовые продукты по твердым ценам из имеющегося на разработках специального склада по следующим нормам- 1 ф. хлеба в день, а работающим сдельно- 1 ф. хлеба за 1-ую тысячу вырезанного торфа, более 4 тысяч- 2 ф”. (Там же. Л. 9).

В Заключении по производству работ на Шуваловском болоте под руководством тов. Васильева (Гидротехнический и торфяной подотдел Исполкома Петроградского Губсовдепа) сказано: “за период работ за первое полугодие я нахожу, что предоставленный отчет не оставляет желать лучшего. В момент первоначальной стадии своего развития, не смотря на все затруднения, которые переживала шуваловская торфоразработка, она, тем не менее, с честью выполняет то, что нельзя было бы от нее ожидать и требовать. Всем тем, что уже достигнуто, разработка обязана тов. Васильеву, не жалеющему собственных сил и энергии, которые он вложил в дело ее развития (Там же).

В справке Торфяного отдела Губисполкома от 12 ноября 1919 года сказано, что на Шуваловских болтах в 5 верстах от Лесного имеется 100000 пудов воздушного сухого торфа. Торф этот хорошо горит в печах, без всяких приспособлений, особенно это относится к печам с колосниками (ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 3. Д. 277. Л. 214).

В апреле 1919 года Комгорхоз передал участок на Шуваловских торфяных разработках группе финских рабочих, которые обязались в сезон 1919 года заготовить не менее 150 тысяч квадратных метров воздушносухого торфа с влажностью не выше 40 % по цене 75 рублей за квадратный метр. По договору с ними предусматривалась невозможность государством сдавать резки другим артелям и подрядчикам. Но к 7 июня к работам по резке торфа артель так и не приступила. Женщинами и подростками производилась лишь сушка торфа прошлогодней выработки. СНХ Северного района признал эту работу излишней, т. к. прошлогодний торф, благодаря хорошей погоде совершенно подсох и укладка торфа в колодцы совершенно не оправдана (К вопросу о разработке Шуваловского торфяного болота //Еженедельник Совета Народного Хозяйства Северного района и экономических учреждений Петроградского Совдепа. 1919. N 20. C. 25). Тем не менее за 1919 год на шуваловском болоте было добыто наибольшее количество торфа - около 1 млн. пудов. Было принято решение о постройке подъездных путей на торфоразработки (Там же. 1919. N 40- 41. C. 7).

В декабре 1919 года близ деревни Старожиловки на бывшей даче доктора Лемана была основана Парголовская экскурсионная станция, а в 1921 г. при ней создается кружок юных натуралистов имени профессора Д. Н. Кайгородова. Экскурсионная стация располагала собственной библиотекой, музеем и помещением для занятий и просуществовала до конца 1930-х годов.

В связи с развитием экскурсионного дела в 1920-е годы Парголовская экскурсионная станция организовывала экскурсии на шуваловский торфяник.

“В нескольких минутах хода от Шуваловского парка расположен обширный Шуваловский торфяник, классическое место под Ленинградом для ознакомления с конструкцией торфяника и излюбленная прогулка экскурсантов. Площадь торфяника довольно значительна и в настоящее время он частью разрабатывается, устроен карьер (искусственный разрез), и на стенках его великолепно видно все строение торфяника от верху до основания, так, что может быть восстановлена вся его прежняя история.

Торфяник.jpg

Сверху занимает до 1 ½ метра толщиной белый болотный мох- сфагнум, который в нижних своих частях, разлагаясь темнеет; под этим слоем залегает т. н. “пограничный горизонт” до 30 см. толщиной, в котором хорошо заметны большие сосновые пни, что указывает на то, что в жизни данного торфяника был когда-то более сухой период, благоприятный для произрастания сосны. Под пограничным горизонтом мы видим опять мощный слой от 70 до 100 см из старого разложившегося сфагнума темноржавого или черного цвета с остатками пушицы. Ниже залегает слой гипного торфа в 40-50 см из зеленых мхов, в котором хорошо можно разглядеть стебельки и листья мха; еще ниже мы видим небольшой слой тростникового торфа, состоящий из стеблей тростника; затем идет осоково-гипновый слой с великолепно сохранившимися в нем веточками и листьями березы и ольхи, а под ним наконец, уже слой песка и глины иольдиевого времени, т. е. дно того водоема на котором образовался данный торфяник. На поверхности Шуваловского торфяника можно наблюдать и собрать все главные болотные растения: во – первых, болотный мох сфагнум, образующий широкие кочки и весь как губка, пропитанный водой, затем различные другие мхи, вроде гипнума, кукушкина льна, нескольких лишайников, наконец вечнозеленых растений, вроде вереска, багульника, коссандры, водяники, клюквы, брусники. Все эти растения придают торфянику особенный выпуклый вид, и издали он кажется горой, заметно возвышающейся над окружающей равниной. На особенно сырых местах растут насекомоядная росянка и шейхуерия; в конце лета болото покрывается бросающейся в глаза оранжевыми плодами морошки, а по краям торфяника обильно встречается образующая большие кочки пушица и попадающаяся карликовая береза с мелкими круглыми листочками, различные мелкие ивы, пушистая береза и угнетенная не выше 1- 1½ метра чахлая сосна” (Некрасова В. Л. Указ. соч. C. 35-38). На фотографии ниже- сохранившася часть торфяника в промзоне “Парнас”, в сторону от проспекта Энгельса.

Торфяник2.jpg

В 1934 году здесь на добыче торфа были заняты 493 человека, добыто 59421 тонна торфа (Промышленность Ленинградской области по районам. Л. 1935. C. 100). Значительно увеличились объемы добычи торфа, использовавшегося тогда как топливо в годы Великой Отечественной войны. Труд на торфоразработах был крайне тяжелый (Крапивина Е. На болотах. Из записок торфушки //Нева. 1999. N 1. С. 201-204). За ударную работу в годы Великой Отечественной войны 250 работников торфопредприятия были награждены правительственными наградами ( [Ред. Ст.] //Ленинское слово (Парголово). 1946. 28 апр). В следующем, 1946 году, торфопредприятие заняло 3 место в соревновании с другими предприятиями Министерства электростанции; на премирование лучших работников была выделена сумма в 30000 рублей (Шуваловским торфяникам от министерства электростанций //Ленинское слово. 1947. 1 янв.). В 1970-х годах ,в связи с предстоящим освоением территории, торфоразработки были прекращены.

В 1980 году об этом болоте писали: “Шуваловское (Черная Гора) расположено от Ленинграда на север в 5 км., при железнодорожной станции Парнас на север, от совхоза “Бугры”- на запад в 0.5 км. при с. Торфяное на восток. Торфяная залежь верхового типа. Детальная разведка болота осуществлена в 1925 году Центральной торфяной станцией комиссариата земледелия. Территория торфяного болота- 723 га. Мощность торфяного пласта- максимальная 6,0 м., средняя- 3,45 метров. Запасы торфа- 22770 тыс. Куб. м. Пнистость малая. Относится к выработанным торфяным месторождениям на территории города Ленинграда”.

Земли современного МО МО Парнас до 1918 года входили в состав Парголовской волости Санкт-Петербургского (с 1914 г.- Петроградского уезда) Санкт-Петербургской (с 1914 г.- Петроградской губернии). C 1918 по 1922 год относились к Шувалово- Озерковской волости, а с 1922 г.- находились в составе II и III Парголовского сельсоветов Парголовской волости Ленинградского уезда, с февраля 1926 г.- Старожиловского сельсовета той же волости. 1 августа 1927 года был образован Парголовский район Ленинградской области; с июля 1930 по август 1936 года территория входила в состав Ленинградского Пригородного района области; с 1936 по 1954 год- в составе вновь воссозданного Парголовского района области. В 1954 году поселок Парголово вошел в состав Сталинского (Выборгского) района Ленинграда, а земли современного МО МО Парнас были отнесены во Всеволожский район области.

В 1939- 1940 годах (во время войны с Финляндией) выяснилась малая пропускная способность Ленинградского железнодорожного узла. В 1940 г. Развернулось новое строительство НКПС - сооружение соединительной линии Ручьи- Парголово с промежуточной станцией Бугры. На картах 1940-1941 годов эта линия уже обозначена.

карта2.jpg

На карте 1940 года обозначены и узкоколейные линии, ведущие на торфоразработки и отходящие от соединительной ветки, а также два торфяных карьера.

карта3.jpg

В 1946 году начала действовать станция Бугры. Созвучие с одноименной станцией на Октябрьской железной дороге заставило искать другой признак. Ближайшей оказалась гора Парнас в Шуваловском парке. Станция, при которой появилось несколько жилых домиков, была переименована в Парнас. По крайней мере, именно под таким названием она уже приведена в списке избирательных округов Парголовского района Ленинградской области, опубликованном в выходившей тогда в Парголово районной газете “Ленинское слово” за 30 октября 1947 года: “Первопарголовский избирательный участок: 1-е Парголово, станция Парнас”. Станция Парнас тогда была небольшим населенным пунктом, который был расселен в году. Интересно отметить, что в списке “Об образовании избирательных участков по выборам в Верховный Совет СССР”, опубликованном в “Ленинском слове” за 5 декабря 1945 года (C. 2) населенный пункт “Станция Парнас” еще не значится.

В начале 1970-х годов железнодорожная ветка Парголово- Мурино была электрифицирована. Здесь стал проходить единственный за день пассажирский поезд Москва- Хельсинки (Электровозом на Парнас //Ленинградская правда. 1970. 12 дек. С. 4).

На аэрофотоснимке 1942 года хорошо различимы карьеры для добыче торфа торфопредприятия Шувалова занимавшие значительную часть современной промзоны “Парнас” (см. ниже).

аэро.jpg

карта5.jpg

Решением Ленгорисполкома от 17 января 1963 года "О расширении городской черты города Ленинграда из состава Всеволожского района Ленинградской области была включена в городскую черту Ленинграда часть рабочего поселка Парголово, расположенного южнее железнодорожной ветки Ручьи - Парнас- Парголово с прилегающей к нему территорией бывшего Шуваловского торфопредпредприятия расположенного севернее железнодорожной станции Парнас, и поселок при железнодорожной станции Шувалово с прилетающей к нему территорией, а также населенные пункты Ручьи и Новая Всеволожского р-на с прилегающей к ним территорией и земельные участки Всеволожского р-на общей площадью 62 га, прилетающие с востока к территории бывшего Шуваловского торфопредприятия. Именно с этого времени земли современного МО Парнас вошли в городскую черту.

Принятие этого документа способствовало дальнейшему развитию бывшей заболоченной территории.

Производственная зона «Парнас» расположена в северной части Выборгского района. Промзона ограничена с запада – пр. Энгельса, с востока и севера – кольцевой автодорогой, с юга – участком железнодорожного направления «ст. Парголово- ст. .Ручьи». Промышленная зона «Парнас» относится к числу наиболее активно формируемых зон, что объясняется, главным образом, расположением ее возле одного из крупнейших районов массового жилищного строительства в северной части Санкт-Петербурга, наличием хороших транспортных связей и некоторого резерва свободной территории под промышленную застройку в границах зоны.
Строительство многоотраслевого производственного комплекса промзоны было предусмотрено в технико-экономических основах проекта генерального плана Ленинграда, которые были выполнены в 1958- 59 годах. Для размещения промзоны были использованы отработанные площади Шуваловского торфопредприятия. В 1959 году институтом ЛенНИИпроект был разработан проект детальной планировки нежилой зоны, откорректированный в 1969 году и далее на основе утвержденного ПДП Проектным институтом №1 были разработаны схемы генерального плана нежилой зоны «Парнас». На основе разработанной градостроительной и проектной документации все последующие годы и велась застройка промышленной зоны.

В 1964 году Архитектурно-планировочным управлением Исполкома Ленгорсовета был одобрен проект застройки территории Парнаса. Проект был выполнен институтом Гипротяжмаш. Предусматривалась постройка складов, сгруппированных в трех зданиях (одном многоэтажном и двух одноэтажных, обслуживаемых одним железнодорожным тупикком) для 14 предприятий Ленинграда. Большая часть застройщиков- предприятия Ленсовнархоза (Максимальный эффект при наименьших затратах. Убрать ведомственные барьеры в проектировании нежилых зон// Строительство и архитектура Ленинграда. 1964. N 4. С. 13-14). Эти здания были первыми, построенными в конце 1960-х годов в промзоне.

Решением Ленгориисполкома N 259 от 28 марта 1966 года был утвержден проект детальной планировки нежилой зоны “Парнас”(ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 42. Д. 1057 – в том числе, на Л. 159- план –схема расположения участка изымаемого у госплемзавода “Лесное” под строительство нежилой зоны “Парнас”), разработанный архитектурно-планировочным управлением совместно с проектным институтом Госстроя СССР и одобренного Архитектурно-техническим советом Ленинграда. Был принят перечень застройщиков на первую очередь строительства нежилой зоны “Парнас”- промышленных узлов “Парнас -1” и “Парнас-2”.

Промузел “Парнас-1”. Головной застройщик- организация п/я 599 министерства судостроительной промышленности СССР.


Застройщики

Объект строительства


Проектная организация

1

Военно-строительный отдел северо-западного управления пограничных войск

Ремонтно-строительная база


Центральная проетная контора КГБ СССР

2

Ленинградское областное объединение “Россельхозтехника”

Склад минеральных удобрений


Проектный институт “Ленгипротранс”

3

Ленинградская областная контора “Сортсемовощ”

Торговая база


Проектный институт “Леноблпроект”

4

Группа предприятий во главе с п/я 599 министераства судостроительной промышленности СССР

Объединенная складская база


Проектный институт N 1 Госстроя СССР

5

Трест “Ленмостострой” управления Главленинградстрой

<<


<<

6

Трест “Ленгосторф”

<<


<<

Промузел “Парнас-2”. Головной застройщик Северо-западная контора ГУМТС Министерства радиопромышленности СССР.


Застройщики

Объект строительства

Проектная организация

1

Дорожно-мостовое управление Исполкома Ленгорсовета

Асфальто-бетонный завод

Институт “Ленгипростром”

2

Управление производственных предприятий “Главленинградстроя”

Районный автоматизированный растворный завод

<<

3

Трест N 87 “Главленинградстроя”

Материальный склад и производственная база

<<

4

Управление производственных предприятий “Главзапстроя”

Растворный завод

<<

5

Трест N 45 Электромонтаж “Главзапстоя”

Лаборатории и складские здания

<<

6

Трест N 32 “Главзапстоя”

Производственная база и склад

<,

7

Трест “Лентара” Главного управления торговли Исполкома Ленсовета

Тарная фабрика

Ленинградский филиал проектного института “Гипроторг”

8

Управление Ленинградских полиграфических предприятий

Централизованный материальный склад

Ленинградский филиал проектного института “Гипрокнигополиграф”

9

Ленинградский монетный двор

Складская база

Проектный инсттут “Ленгипростром”

10

Предприятие п/я 367 Министерства электронной промышленности СССР

Материально-складская база и гараж на 400 грузовых автомашин

Ленинградский филиал государственного союзного проектного института N 6

11

Управление Водоканал и завод “Водоприбор”

Склад сортового металла и полуфабрикатов

Институт “Легипростром”

12

Ленинградская межобластная контора “Главрыбснаб”

Материальный склад

Проектный институт “Гипрорыбпром”

13

Северо-западная контора ГУМТС радиопромышленности СССР

Складская база и гараж на 400 грузовых автомашин

Государственный союзный проектный институт N 5

14

Управление охраны общественного порядка Исполкома Ленинградского городского Совета и Леноблсовета

Ремонтно-строительная база

Институт “Гипроспецпроект”

15

Управление “Главленавтотранс”

2 гаража на 400 грузовых автомашин

Проектный институт “Ленпроект”

16

Завод “Вибратор”

Заготовительно-складская база

Институт “Ленгипроприбор”

17

Объединение “Светлана” министерства электронной промышленности СССР

Материально-технический склад

Государственный союзный проектный институт N 10

18

Объединение “Радиодеталь” министерства электронной прмышленности

Материально-технический склад

<<

19

Ленинградская книжная база Всесоюзного объединения “Союзкнига”

Книжная база

Ленинградский филиал “Гипрокнигаполиграф”

Определялся перечень основных мероприятий по освоению территории строительства нежилой зоны “Парнас” в срок за 1 год до начала освоения соответствующей территории

- изъятие в установленном порядке части сельскохозяйственных земель: 1) у совхоза “Бугры”- 56 га.; 2) у совхоза “Пригородный”- 26 га.; 3) у госплемзавода “Лесное”- 27 га. Изъять в установленном порядке у торфопредприятия “Шувалово” часть территории торфоразработок: 1) площадью 88 га. в секторах N 7 и 14 частично и в секторах N 8 и 1 – 1966 год; 2) площадью 3 га. в секторе N 8 и 5 га в секторе N 1- 1969 г. Осуществить вынос на другие площади некоторых сооружений воинской части N 7572. Разработать комплексные проекты городского проезда в пределах нежилой зоны “Парнас” и до присоединения к существующей городской магистральной сети и дорогами, включая прокладку инженерных коммуникаций, телефона, канализации, дорожные работы и внешнее благоустройство, в том числе проект продолжения Тихорецкого проспекта от проспекта Науки до северной границы нежилой зоны, а также путепровод через железнодорожную линию “Парголово - Ручьи”. Выполнение мероприятий по подготовке первой очереди строительства: а) восстановление и прочистка существующей канавной сети; б) засыпка выработанных карьеров и пониженных участков до проектных отметок; в) выторфовывание с заменой грунта минеральным грунтом. Основными мероприятиями считать: засыпку выработанных карьеров торфопредприятия “Шувалово” до проектных отметок, обеспечивающих сток поверхностных вод. Объем земельных работ по подсыпке грунта принять в количестве ориентировочно 480 тысяч кубических метров, в том числе на первую очередь строительства до 290 тысяч кубических метров; б) выторфовывание на отдельных участках; в) строительство нагорных канав по северной и западной границе нежилой зоны для защиты территории от вод внешнего стока с использованием существующих карьерных канав торфопредприятия “Шувалово”; г) понижение уровня грунтовых вод с устройством дренажной сети совместно с ливневой сетью.

Для обслуживания трудящихся предусмотреть устройство пассажирской платформы в полосе отвода железной дороги линии Парголово - Ручьи между станцией “Парнас’ и продолжением Тихорецкого проспекта. Предусмотреть строительство двух путепроводов в местах пересечения железнодорожной линии Парголово - Ручьи с проектными магистралями на продолжении Тихорецкого проспекта и на продолжении проспекта Энгельса, а также двух автомобильных тоннелей на пересечении проектируемой улицы, прокладываемой с севера вдоль полосы железной дороги и с железнодорожными вводами в нежилую зону. В первую очередь построить путепровод на продолжении Тихорецкого проспекта и транспортный тоннель под железнодорожным въездом в квартал 3 с ликвидацией существующего переезда в одном уровне через железнодорожные пути в районе станции “Парнас”. Предусмотреть в перспективе ввод в районе нежилой зоны “Парнас” линий Московско- Петроградской и Кировско- Выборгской радиусов с размещением станций метрополитена в районе общественного центра нежилой зоны “Парнас”. Предусмотреть устройство пешеходных тоннелей в местах пересечения различных магистралей нежилой зоны “Парнас” с промышленными и железнодорожными путями и под железнодорожной линией Парголово - Ручьи в створе центральной улицы нежилой зоны и в районе пассажирской платформы. Для обеспечения культурно-бытового обслуживания трудящихся нежилой зоны “Парнас” предусмотреть создание общественного центра зоны, в котором разместятся: клуб, предприятия торговли, общественного питания, отделение связи. Кроме того, разместить на территории нежилой зоны пожарное депо, автобусную станцию, а также энергетические, водопроводные, канализационные и другие инженерные сооружения, рассчитанные на обслуживание всей нежилой зоны. Управлению Октябрьской железной дороги выдать проектному институту “Ленгипротранс” заказ на разработку в 1967 году проекта развития железнодорожной станции “Парнас” с учетом застройки нежилой зоны.

Принять границы проектируемой нежилой зоны Парнас. На севере - северная граница проектной застройки Ленинграда. На востоке – проектируемая магистраль на продолжение Тихорецкого проспекта. На юге - полоса отвода железнодорожной линии Парголово - Ручьи, включая железнодорожную станцию Парнас. На западе - проектируемая магистраль на продолжение проспекта Энгельса. Территория нежилой зоны в указанных выше границах- 428 га.

Предусмотреть передачу в состав Выборгского района Ленинграда части территории Всеволожского района Ленинградской области площадью 20 гектар, находящейся в пределах нежилой зоны “Парнас”. Для осуществления первой очереди застройки нежилой зоны “Парнас” изъять в установленном порядке часть земель торфопредприятия “Шувалово” – 96 га.; для второй очереди строительства- часть земель торфопредприятия “Шувалово”- 280 га. и совхоза “Пригородный”- 6 га. Снос существующего малоценного жилого фонда в одноэтажных деревянных домах с большим процентом износа. В связи со строительством продолжения Тихорецкого проспекта севернее линии Парголово- Ручьи (район Серая Дача- снести 5 домов общей жилой площадью ок. 300 кв. м. В связи с реконструкцией железнодорожной станции Парнас в полосе отчуждения железной дороги снести 6 домов. Перебазировать на другой участок некоторые сооружения воинской части N 75752.

Перечень первоочередных мероприятий по строительству продолжения Тихорецкого проспекта от проспекта Науки до нежилой зоны Парнас.


Мероприятия

Исполнитель

Сроки исполнения

1

Изъять в установленном порядке часть сельскохозяйственных земель по трассе Тихорецкого проспекта- госплемзавода “Лесное”- 25 га. и совхоза “Пригородный”- 3,5 га.

Головной застройщик

1966

2

Перебазировать на новый участок Ленинградский ремонтно-механический завод ленинградского областного объединения “Сельхозтехника” (Тихорецкий пр., 9).

Ленинградское областное управление “Сельхозтехника”

1968, (Архитектурно-планировочное управление в соответствии с решением исполкома Ленгорсовета от 28 декабря 1965 г.).

3

Расторгнуть договор со СМУ Ленсельхозстрой на аренду участка по адресу: Тихорецкий пр., 9, обязав арендатора снести выстроенные на участке временные сооружения

СМУ “Ленсельхозводстрой”

1966

4

Госплемзаводу “Лесное” расторгнуть арендный договор с управлением механизации N 66 Главзапстроя и конторой материально-технического снабжения треста Электромонтаж N 45, обязав арендаторов снести временные строения, расположенные на арендуемых участках.

Госплемзавод “Лесное”

1966

5

Снести 15 одноэтажных приемущественно малоэтажных домов ГПЗ “Лесное” общей жилой площадью 906 кв. метров с предоставлением жилых помещений проживания в них гражданам в количестве 162 человека.

Головной застройщик и управление учета и распределения жилой площади

1967

6

Снести два одноэтажных жилых дома Ленинградского ремонтно-механического завода Ленинградского областного объединения “Сельхозтехника” общей площадью 88 кв. м. с предоставлением жилой площади проживающим в них гражданам в количестве 20 человек

<<

1967

7

Снести временное деревянное общежитие СМУ треста N 37 Главзапстроя общей жилой площадью 302 кв. метра с предоставлением жилой площади проживающих в нем гражданам в количестве 44 человек

<<

<<

8

Построить дорогу на продолжение Тихорецкого проспекта по неполному профилю с асфальто-бетонным наполнением шириной 10,5 метров на участке от пр. Науки до Дороги на Озерки и 11,25 метров на участке от Дороги на Озерки до железнодорожной линии Парголово-Ручьи с устройством поверхностного водостока и благоустройством

Головной застройщик

1967-1968

По решению Исполкома Ленгорсовета Институт Ленгипростром как генеральный проектировщик и Проектный институт N 1 (автор генерального плана и строительной части) разработали проектное здание для ДСК мощностью 500 тыс. кв. м. в год, выпуск железобетонных изделий- 610000 кв. м., товарных бетонов и растворов- 33500 кв. м. Предполагаемая списочная численность работающих – 2532 человека. Под ДСК отведен квартал N 5 промзоны “Парнас” площадью 55,2 га. Решением Градостроительного Совета Ленинграда и Госстроя СССР было разработано совместное размещение ССК с ДСК-7, что позволило отказаться от строительства специальных вспомогательных цехов и удешевить стоимость строительства, которое было разделено на две очереди. Ленгипростром в 1971 году разработал технический проект ДСК-7, предусматривающий его возведение в две очереди, а в 1972 году выдал рабочие чертежи на строительство (авторский коллектив- В. И. Банников, В. Н. Питанин, В. М. Хрусталев, Л. М. Старец, М. Н. Аксельрод, Р. В. Милей). Ранее предполагалось возведение ДСК-7 в нежилой зоне “Юго - Запад”. Десятиэтажный административный корпус служит высотной доминантой километровой полосы застройки вдоль 3-го проезда. Полуциркульный открытый в сторону улицы двор с метровым фризовым полукольцом образует парадный вход, являющийся проходной комбината. Восточный фасад корпуса с широким навесом для велосипедов перспективу просторной автостоянки. На западном фасаде с открытыми стеклянными плоскостями зала собраний замыкает зеленая аллея, подводящая к ДСК-7 со стороны проспекта Энгельса. В административном корпусе разместятся различные службы комбината, общественные организации, общий зал собраний на 500 мест, главная проходная, кафе (Алексеев Л. М., Левинтов Б. С., Нерич Е. И. Новый домостроительный комбинат. Каким он будет?// Строительство и архитектура Ленинграда. 1970. N 7. C. 6-9.; Питанин В. Н. Новый домостроительный комплекс и сельскостроительный комбинат в одном узле //Строительство и архитектура Ленинграда. 1973. N 2).

Скульптор Е. А. Васильев предложил декоративное оформление полуциркульного двора перед проходной ДСК-7 шестиметровой фигурой сварщицы, олицетворяющей собой сегодняшний день строительного производства и оформление стены зала собраний горельефной композицией на тему истории строительной техники в России (Питанин В. Н. Эстетика производственной среды //Строительство и архитектура Ленинграда. 1976. N 3). К этому же вопросу обратились в 1987 году в журнале “Ленинградская панорама”: На Парнасском домостроительном предприятии В. Н. Питанин используя монументальную скульптуру, предпринял попытку создания значимого архитектурно-художественного ансамбля. Здесь определились три момента. Один из них - предзаводская площадка с полукруглым курдонером у административного комплекса ДСК. Там предполагается установить многофигурную пластическую композицию площадью около 150 квадратных метров - ее создает скульптор А. И. Сурский. Два других - углы площадки с одинаковыми проходными для комбинатов. Каждая из них будет иметь оригинальное архитектурно-художественное воплощение. У проходной Парголовского ССК уже установлена трехметровая фигура работницы, идет работа над декоративными решетками. Они будут установлены в проемах по обе стороны от фигуры. Композиции у проходных выполняет скульптор Васильев Е. А. Комплекс после завершения всех работ обещает стать заметным событием в формировании современной застройки города (Соколова А. Н. Престиж непристижных объектов //Ленинградская панорама. 1987. N 12. C. 20).

макет.jpg

макет2.jpg

макет3.jpg

макет4.jpg

макет5.jpg

19 августа 1970 года в газете “Вечерний Ленинград” был опубликован материал “Путь на Парнас”, где было сказано: “Парнас- это не та знаменитая гора, куда стремятся служители муз, а некогда еще малоизвестная станция в бывшем пригороде Ленинграда. Стоит она на таком месте, где и не обнаружишь заслуживающего уважения возвышенности. Парнас уже давно обжили строители, но проектирование продолжается. На севере города почти на 500 га. сооружаются хранилища, ремонтные базы, склады. Архитекторы П. Н. Бураков и А. А. Фрадкин закончили проектное задание ДСК-7- крупнейшего в стране предприятия, с конвейера которого будут сходить до 500000 квадратных метров площади ежегодно. Проектное задание получило одобрение в Госстрое СССР. Дорога на Парнас уже сейчас широкая и довольно новая, а пройдет еще немного времени и ее тщательно приладят и покроют асфальтом (Никифоров В. Путь на Парнас //Вечерний Ленинград. 1970. 19 авг. С. 2).

В 1975 году вступил в строй действующих Сельскостроительный комбинат ССК Главленинградстроя, производивший “сборные унифицированные конструкции облегченного типа для сельскохозяйственных производственных сооружений”. Мощность предприятия- 70 т. н. “условных коровников” в год (в среднем на 200 голов каждый). ССК был спроектирован специалистами Ленгипрострома и построен близ станции Парнас силами 27 управления треста N 16 при участии многих субподрядных организаций. Здания комбината возведены из типовых железобетонных конструкций. Основные производственные мощности – в главном корпусе, состоящем из 4-х продольных пролетов и одного поперечного (все - шириной 18 м). Отсюда крытая галерея ведет в четырехэтажный административно-бытовой корпус с размещенными в нем хозяйственными службами, раздевалками, душевыми, столовой и другими помещениями (Еще один ДСК //Строительство и архитектура Ленинграда. 1975. N 6. С. 41).

Первая улица в промзоне появилась в 1976 году (название присвоено 15 июня 1976 года); названа она Домомстроительной и вела к ДСК-7.

В 1992 году Парголовский завод строительных конструкций “Паркон” стал акционерным обществом. В этом же году по соседству с Парконом был основан Домостроительный комбинат “Блок”.

В 1983 г. на основании приказа N 34 министерства мясной и молочной промышленности СССР был утвержден представленный государственной комиссией акт от 30 декабря 1983 г. о приемке в эксплуатацию законченного строительством пускового комплекса мясоперерабатывающего завода N 3. C 1992 года- акционерное общество “Парнас-М”. Решение Ленгорисполкома № 722 “О строительстве в промузле "Парнас-4" пивоваренного и мясоперерабатывающего заводов” было принято 4 октября 1976 года, а его строительство было начато в 1980 году (Быстров Д. Д. Завод набирает мощность// Ленинградская панорама. 1985. N 3. C. 14-15).

макет6.jpg

В журнале “Ленинградская панорама” (1985. N 6. C. 14-15) сказано: “Промзона “Парнас” берет начало своей истории от принятого в сентябре 1963 года Постановления Совета Министров СССР “Об упорядочении строительства и проектирования промышленных предприятий и производственных объектов сельского хозяйства”. Общая площадь, отведенная под строительство - более 600 га. Весной 1984 года введена в действие первая очередь завода по переработке 226 тонн мяса и выпуску 50 тонн колбасных изделий в смену. Строится молокозавод по производству 520 тонн продукции в смену, пивоваренный завод мощностью 10 млн. декалитров пива и 40 тыс. тонн солода в год (Платунов А. М. “Парнас” индустриальный //Ленинградская панорама. 1985. N 6. C. 14-15).

В 1978 году в промзоне “Парнас” было начато строительство нового завода пива Ленинградского производственного объединения пивоваренных и безалкогольных напитков, проект которого был разработан институтом “Гипропищепром-2”. В 1990 г. завод “Балтика” вступил в строй действующих. В 1992 г. завод был преобразован в ОАО “Балтика”. Предприятие посещали многие иностранные делегации. 6 августа 2001 года завод пивоваренной компании “Балтика” посетила партийно-правительственная делегация КНДР во главе с генеральным секретарем ЦК ТПК Ким Чен Иром. В 2000 году был открыт крупнейший в России “Солодовенный завод Суфле Санкт-Петербург”; французская сторона внесла в проект 35 млн. дол., ей принадлежит 70 % акций, доля “Балтики” в проекте составляет 30 %.

Во второй половине 1980-х годов на Парнасе началось строительство предприятия по производству систем программного управления для станков с ЧПУ Минстанкопрома СССР. Проект предприятия был разработан и выполнен в институте Гипростанок, а инженерно- строительная часть – в проектном институте N 1 Минсевзапстроя СССР (инженеры: Б. М. Элькин, Л. Л. Меркулова, П. И. Рывкин, М. А. Златовская, Л. М. Фишелева, архитекторы: М. О. Овчаров и В. Г. Родителев) (Новостройка в промзоне “Парнас” //Ленинградская панорама. 1988 N 1). ОАО “Завод по производству систем программного управления” ныне - это современная, высокопрофессиональная компания, специализирующаяся на производстве печатных плат, компонентов и электронных модулей, а также построении на их основе систем программного управления различных уровней сложности для промышленных предприятий и инфраструктуры сетей. ОАО "Завод по производству систем программного управления" образован в 1991 году в сотрудничестве с ведущими зарубежными фирмами, для обеспечения отечественной промышленности современными средствами автоматизации технологических процессов. Компания перешла десятилетний рубеж. За эти годы накоплен большой опыт по решению задач комплексной автоматизации различных производств. Успешное выполнение заказов для таких фирм, как ОАО "Северсталь", Саяногорский алюминиевый завод, Siemens (Германия); а также максимальный учет пожеланий и нужд Заказчика, гибкость производства, умение найти рациональное решение, показывают, что ОАО "Завод СПУ" - надежный партнер. На сегодняшний день команда специалистов представлена коллективом профессионалов высочайшей квалификации, способных комплексно решать поставленные задачи на самом высоком уровне.

не было завершено до конца.

В 1993 году было закончено строительство цеха для производства телефонных кабелей на территории складов Ленинградской Городской Телефонной Сети, учрежденного в 1992 г. ЗАО “Нева-Кабель”.

По данным на 2005 год на территории промзоны “Парнас” находилось более 75 предприятий. Среди них - Парнасский опытный завод металлоконстукций, асфальто-бетонный завод, ЛПО “Вибратор”, Предприятие N2 Петрозхимоптторг, мясокомбинат “Парнас-М”, заводы компаний “Пепси-Кола”, “Вимм Билль Данн”, северный таможенный пост и другие.

В 1986 г., к 69 годовщине Октябрьской революции, был сдан в эксплуатацию путепровод через Суздальский проспект и железнодорожную линию Ручьи - Парголово. Он ликвидировал транспортные пробки на переезде, ведущем на Парнас, до этого бывшие там обычным явлением (Надеждин В. И. Мостостроители держат экзамен //Ленинградская панорама. 1987. N 4. C. 16). Второй путепровод, связавший северный районы города с построенным участком КАД от Осиновой рощи до проспекта Энгельса был открыт 2 декабря 2002 года.

Жилые кварталы МО “Парнас” расположены по южную сторону железнодорожной ветки Парголово- Ручьи, между проспектами Энгельса, Художников, Луначарского и Суздальским проспектом.

C 1868 г. - это по большей части бывшие сельскохозяйственные земли Ново-Парголовской немецкой колонии. Ее практически полностью снесли в начале 1980-х годов (Глезеров С. Исторические районы Петербурга. СПб. 2010. С. 313). Через территорию МО от Выборгского шоссе проходила Дорога на Бугры. Шла она до пересечения с железнодорожной линией Парголово - Ручьи, а за ней была развилка - на Бугры и Мурино. Слева от дороги простирались шуваловские торфоразработки. Примерно в 1970-х годах дорогу заасфальтировали и пустили по ней автобус N 99, связавший Бугры со Светлановской площадью. Большую часть жителей колонии составляли немцы различных специальностей - булочники, колбасники, часовых дел мастера, сапожники и пр. Они быстро застроили арендованное пространство красивыми домиками с садами. В “Cписке населенных мест «Санкт- Петербургской губернии” за 1862 год упоминается Ново - Парголовское поселение, состоявшее из 11 дворов вдоль Выборгской дороги при Среднем озере от Поколнной горы до 1-го Парголова. В “Отчете Земской управы” за 1873 год колония названа “Парголовской”, в ней проживало в собственных дачах 31 колонист мужского пола, приписанный к с. Рыбацкое Ново-Саратовской волости. Немцы-колонисты в 1877 году выстроили небольшой молитвенный дом, который в 1891 году архитектор К. В. Фортунатов расширил и дополнил колокольней. В 1903 г. молитвенный дом стал св. Марии Магдалины. В “Памятной книжке «Санкт- Петербургской губернии” за 1905 год сказано, что “Немецкая колония не представляет сельского общества, а есть собрание случайных арендаторов земли, принадлежащей гр. Шуваловым. Источниками их доходов был гужевой промысел. Колонисты содержали около 70 лошадей, на которых вывозили на свои поля нечистоты с городских свалок, доставка в город для продажи сельскохозяйственных продуктов- молочных изделий, мяса, овощей, ягод (в 1905 году в колонии числилось: 46 коров, 90 свиней и 175 кур), кузнечные работы (кузницу содержал Е. Киль), сдача в наем квартир разнорабочим и домиков под дачи горожанам. Население обслуживали 4 торговых заведения. Среди выходцев Ново - Парголовской колонии родившийся в ней витражист Э. Ф. Тоде - владелец мастерской, изготовлявшей в частности, витражи для дома Набоковых на Большой Морской улице, д. 47 и особняка Кельха на Сергиевской (ныне- ул. Чайковского), 28 (Александрова Е. Л. Северные окрестности Петербурга. Историческое прошлое. СПб. 2008. С. 378).

карта6.jpg

В советское время на землях Ново - Парголовской немецкой колонии был создан колхоз имени Карла Либкнехта. 18 апреля 1947 года состоялось общее собрание граждан Ново- Парголовской колонии, на котором было решено восстановить колхоз имени Карла Либкнехта. Колхоз имел тогда “300 га. пашни, 3 скотных двора, парниковое хозяйство, 26 жилых домов с электрическим освещением” (Рачев А. Восстановим былую славу колхоза имени К. Либкнехта //Ленинское слово. 1947. 23 апр.). В 1948 году колхозу за хорошие показатели по подготовке и проведению весеннего сева было вручено Переходящее Красное Знамя Исполкома Парголовского райсовета (Ленинское слово. 1948. 28 апр. С. 1). Поскольку почвы были болотистыми, проводились активные мелиоративные работы в хозяйстве. В 1948 году на полях было выкопано 900 погонных метров мелиоративных канав (Мелиоративные работы в районе //Ленинское слово. 1948. 2 июн).

В 1970- 1980- х годах территория активно осваивалась, здесь активно осуществлялось массовое жилищное строительство.

В основном топонимы появившихся тогда здесь улиц и проспектов, проходящих здесь, посвящены темам культуры и просвещения. Трактовка значения топонимов приводится ниже по изданию “Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга” (СПб. 2002).

Проспект Просвещения наименован так 2 октября 1970 года в ознаменование успехов советского народа в области народного образования в ряду улиц, названия района которых посвящены теме культуры и искусства. Значился в проектной документации как Главная улица.

Проспект Художников наименован 12 июня 1972 года со следующим обоснованием: “проспект расположен в районе, где прилегающие улицы названы именами художников и архитекторов”.

Проспект Луначарского наименован 2 октября 1970 года в честь А. В. Луначарского (1875-1933), советского государственного и партийного деятеля, народного комиссара просвещения СССР. На участке от проспекта Культуры до проспекта Энгельса фактически существует примерно с 1974 года.

Улица Ивана Фомина наименована 15 июля 1974 года в честь И. А. Фомина (1872-1936)- русского архитектора, руководителя проектных работ по планировке Петрограда, одного из авторов первого проекта застройки острова Голодай (ныне - остров Декабристов) в ряду улиц этого района, названных в честь деятелей отечественной культуры.

Улица Есенина наименована 15 июля 1974 года в честь С. А. Есенина (1895-1925), русского поэта в ряду улиц этого района, названных в честь деятелей отечественной культуры.

Поэтический бульвар - наименован 3 марта 1975 года. Название связано с тем, как сказано в источнике, что проезд расположен в районе наименования улиц, посвященных деятелям искусства.

Суздальский проспект - наименован 15 июля 1974 года по Суздальским озерам.

Проспект Энгельса (назван в 1925 г. в честь Ф. Энгельса (1820-1895), одного из основоположников научного коммунизма) был продлен от Поколнногорской улицы до Суздальского проспекта около 1977 года. Трамвайное движение по проспекту было открыто в октябре 1977 года (маршрут 55был продлен от проезда Раевского по Тихорецкому проспекту, проспектам Луначарского, Энгельса до Придорожной аллеи) (Лен правда. 1977. 1 окт .).

Комплекс зданий административного и торгово-бытового комплекса, в котором расположен муниципальный совет округа Парнас, на проспекте Энгельса, 133 был построен в 1981 году. Здесь, в составе этого комплекса, в феврале 1981 года был открыт тридцатый по счету в городе универсам фирмы “Гастроном” (Новые адреса универсамов //Ленинградская правда. 1981. 7 февр.).

На пересечении проспекта Просвещения с улицей Есенина расположены корпуса двух специализированных детских школ - художественной и музыкальной (здание построено в 1986 году). Авторы их проектов- архитекторы Л. И. Шимаковский, А. А. Столярчук и А. А. Морозова (1979 год) решили оба здания как единый комплекс в форме каре с общим озелененным двориком (Лисовский В. Г. Ленинград. Районы новостроек. Л. 1983. С. 220; Столярчук А. А. Музыкальные школы сегодня и завтра //Строительство и архитектура Ленинграда. 1980. N 4. C. 34).

карта7.jpg

карта8.jpg

Угол проспектов Энгельса и Просвещения.

вид2.jpg

вид3.jpg

Угол проспектов Энгельса и Луначарского.

В 1985 году на ул. Ивана Фомина был построен завод “Витон”, являвшийся одной из сборочных площадок Ленинградского объединения “Позиторон”. В конце 1980- начале 1990-х годов производство было известно выпускавшимися здесь видеомагнитофонами и телевизорами (Збаровский К. Покупатели расплатятся за “Витон” векселями энергетиков //Коммерсант. 1996. 25 янв. N 8(966).

На территории МО МО Парнас действует краеведческий музей “История северных окрестностей Петербурга”, открывшийся в 2006 году в Центральной детской библиотеке Выборгского района, расположенной на проспекте Просвещения 36/141. Инициатива его создания принадлежит краеведу Елене Львовне Александровой и заведующей библиотекой Галине Александровне Голубевой.

вид4.jpg

В настоящее время на территории муниципального округа Парнаса находятся около 75 крупных предприятий. Самым крупным из них является ОАО "Пивоваренная компания "Балтика". С начала 1990-х гг. компания "Балтика" вдвое увеличила площадь своей территории, объем выпускаемой продукции увеличился более чем в 10 раз. В 2003г. "Балтика" ввела в эксплуатацию объект складского назначения общей площадью 25,3 тыс. кв. м и две очереди комплекса теплоэлектростанций общей площадью около 3 тыс. кв. м. Общий объем инвестиций составил 432 млн руб. Сейчас строится вспомогательный цех по очистке стоков, 2-я очередь силосного корпуса, складские помещения для хранения пустой посуды и масел. Из других крупных инвестиционных проектов, реализуемых в промзоне "Парнас", отмечены объекты таких застройщиков, как ООО "Возрождение", ЗАО "ТКФ "Союзинтеркнига", ООО "Сотранс", ЗАО "Производственное предприятие "КРЕПС", и ОАО "СМУ "Электронстрой". Несмотря на интенсивное развитие промзоны, главными недостатками территории участники коллегии администрации Выборгского района считают плохое состояние дорог и железнодорожных переездов, транспортные и социально-бытовые проблемы, для решения которых необходимо строительство парковок с придорожными мотелями, организация предприятий общественного питания. 70 % объема производства промзоны “Парнас” приходится на пищевую промышленность, которую выпускают ОАО «Балтика», ООО «Пепси Боттлинг Групп», ЗАО «Солодовенный завод «Суфле Санкт-Петербург», ЗАО «Парнас-М», «Юнимилк», “Балтийское молоко”.

Промышленная зона «Парнас» расположена возле одного из крупнейших районов массового жилищного строительства в северной части Санкт-Петербурга, имеет хорошие транспортные связи и некоторого резерва свободной территории под промышленную застройку в границах зоны.

Сегодня на территории находятся более 75 крупных предприятий. В последние годы в промзоне «Парнас» происходят существенные градостроительные преобразования.
Самым крупным из развивающихся на Парнасе предприятий является ОАО «Пивоваренная компания “Балтика”. В 2003 году этой компанией введены в эксплуатацию объект складского назначения общей площадью 25,3 тыс. кв. метров по адресу: нежилая зона «Парнас», кв.7, 6-й проезд и две очереди комплекса теплоэлектростанций общей площадью 2960 кв. метров по адресу: Парнас, кв.7, 6-й Верхний пер., участки 80 и 84. Общий объем реализованных инвестиций составил 432 млн. рублей.
Развитие компании продолжается: строится вспомогательный цех по очистке стоков, П очередь силосного корпуса П (железнодорожный прием зерна с подъездными путями), складские помещения для хранения пустой посуды и масел.
Из других крупных инвестиционных проектов, реализация которых ведет к стабилизации экономики и пополнению бюджета Санкт-Петербурга, можно отметить следующие:
- в 2004 году завершено строительство и состоялся ввод в эксплуатацию складских и административных корпусов по адресу: 3-й Верхний пер., д.5, литеры Р и С (застройщик ООО«Возрождение»);

- в 2005 году введены в эксплуатацию сооружения зоны таможенного контроля и парковки грузового автотранспорта в составе: парковки грузового автотранспорта на 60 парковочных машино/мест для грузового автотранспорта, поста охраны и автомобильных весов, по адресу: квартал 1-2, Верхняя ул. (застройщик ЗАО «ТКФ «Союзинтеркнига»);
- строительство автотранспортного предприятия по хранению, обслуживанию, ремонту грузовых автомобилей и оказанию услуг по международным и локальным перевозкам грузов по адресу: квартал 1-2 по Верхней ул. (застройщик ООО «Сотранс»);

- cтроительство производственного комплекса по выпуску лакокрасочной продукции ООО «Мария» по адресу: квартал 4, 3-й Верхний пер., д.6.
Ведется проектирование и строительство:

- завода по производству сухих строительных смесей по адресу: кв.6, 4-й Верхний пер., восточнее дома № 9, литера А (застройщик ЗАО «Производственное предприятие «КРЕПС»).
- здания для производства пенобетона с расширением территории предприятия по адресу: квартал 7, 5-й Верхний пер., д.13 (застройщик ОАО «СМУ «Электронстрой»);
- транспортно-складской базы ООО «Херувим» в 4 квартале;
- логистического и складского комплекса ООО «Промресурс» в квартале 1-2;
- производственно-складской базы металлоконструкций ОАО «НПО СПУ» в 7 квартале, по ул.Домостроительной, д.16;

- производственно-складского холодильного терминала ООО «Айсберг СПб» в квартале6;
- производственного здания ООО «Пепси Боттлинг Груп (Санкт-Петербург)» по 5-му Верхнему пер., д.2;

- производственного комплекса по металлообработке ООО «Ареал» в квартале 5, на пересечении пр. Энгельса и 4-го Верхнего переулка и автозаправочной станции ЗАО «Линос» в квартале 10а, на пересечении пр.Энгельса и 9-го переулка.
С 2002 года тридцать организаций получили разрешение на выполнение изыскательских работ на земельных участках промзоны «Парнас» в целях определения возможности строительства объектов. Спрос на земельные участки в промзоне «Парнас» на сегодня высок. Ввод в эксплуатацию станции метро «Парнас», без сомнения, усилило инвестиционный интерес к территории.

Внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга
муниципального округа ПАРНАС